О школе профсоюзного актива..

E-mail Печать PDF

Новгородская областная Федерация профсоюзов совместно с Комитетом культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода организует и проводит «Профсоюзную школу молодежного актива». Школа пройдет 25-26 сентября 2010 года на территории туристической базы «Парус» в Крестецком районе.

Целью проведения мероприятия является выявление актива рабочей молодежи и ее вовлечение в деятельность профсоюзных организаций и реализацию молодежной политики Великого Новгорода.

Основными задачами Школы являются:

- Создание условий для общения, взаимодействия и обмена опытом между молодыми представителями различных предприятий города;

- Развитие лидерских качеств участников;

-Выработка технологии создания органов молодежного самоуправления на предприятиях Великого Новгорода;

-Формулировка конкретных предложений рабочей молодежи по вопросам молодежной политики.

Участниками Школы могут быть молодые члены профсоюза в возрасте до 35 лет, представители различных первичных организаций.

Молодые члены профсоюза, работающие в ОАО «Акрон» или дочерних предприятиях, желающие принять участие в Школе, могут обратиться в профсоюзный комитет. Справки по тел. 670-626.

 

 

О Президиуме ЦК Росхимпрофсоюза...

E-mail Печать PDF

С 6 по 9 сентября в Пермском крае на базе Пермского краевого комитета Профсоюза и первичной профсоюзной организации ОАО "Сельвинит" (г.Соликамск) будет проходить очередное заседание Президиума ЦК Профсоюза.

В повестке дня заседания Президиума ЦК: опыт и практика социального партнерства в ОАО "Сильвинит" и организационные вопросы.

Планируется также обсуждение ситуации, сложившейся в первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон", и варианты решения проблемы. 

 

АТТЕСТАТ ВРЕДНОСТИ.

E-mail Печать PDF

Профсоюзы и Минздравсоцразвития спорят об условиях  предоставления компенсаций «вредникам». 

     Хроника событий 

     Этап первый: 20-го ноября 2008 года было принято постановление правительства Российской Федерации № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Согласно ему работодатель при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда оценивает, к какому классу риска:

    1, 2 – (оптимальные и допустимые условия труда);

     3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4 – (вредные и опасные условия труда)

     относится то или иное рабочее место, и, в зависимости от класса, на основе установленных  государством минимумов, формирует расходы по гарантиям. 

     Этап второй:

     Во исполнение данного постановления зимой 2010 года Минздравсоцразвития издало приказ, устанавливающий размеры тех самых минимумов. Последние (по причине чрезмерной «минимальности») не удовлетворили ни профсоюзную сторону, ни представителей Российского союза промышленников и предпринимателей.

     В результате после обсуждения в Российской трехсторонней комиссии уже готовый приказ был отозван из Минюста и отправлен на доработку – случай для Российской трехсторонней комиссии уникальный. 

     Этап третий:

      И вот Минздравсоцразвития предпринимает новую попытку: 14-го июля 2010 года на страницах газеты «Коммерсант» появилась публикация с текстами разработанных этим министерством поправок к Трудовому  кодексу Российской Федерации о порядке предоставления компенсаций работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда.

     Суть их в том, что Министерство намерено развивать институт аттестации рабочих мест, по результатам которой будет предоставляться компенсация. При этом из ныне существующих трех видов:

      - доплата к заработной плате,

      - дополнительный оплачиваемый отпуск,

     - сокращенная продолжительность рабочего времени

     работодатель будет предлагать работникам один вид « на выбор».

     При введении в Трудовой кодекс РФ подготовленных Минздравсоцразвития поправок прекратят свое существование список №1  и список №2 производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда от 1974 года, на основании которых также назначается пенсия. 

     Профсоюзы базовых отраслей промышленности: Росхимпрофсоюз, Росуглепрофсоюз, Горно–металлургический профсоюз категорически не согласны с такой постановкой этих крайне важных вопросов и отстаивают свои позиции.

     Профсоюзы вовсе не против проведения аттестации, а наоборот – полагают, что аттестация должна являться универсальным способом для решения всех проблем по созданию соответствующих условий труда на рабочих местах, в том числе для работников, занятых во вредных производствах.

      Но в настоящее время нет ни грамотного регламента проведения аттестации, ни необходимого оборудования, ни достаточного количества независимых специалистов. Идея 870-го Постановления правительства по сути верна, но исходя из сегодняшнего опыта ее реализации следует констатировать: если сегодня эту идею начать проводить, то завтра у нынешних «вредников» не будет ни доплат, ни дополнительного времени отпуска для тех работников, которые относятся к классу вредности 3.1.  Работодатель сегодня рассчитывается с работниками за то, что не может обеспечить для них менее вредных условий труда. Если монетизировать все компенсации, то у химиков получится около 30% от заработной платы. По приказу Минздравсоцразвития, принятому во исполнение Постановления № 870, компенсации для различных категорий вредности растут так: 4%, 5%, 6%, 7%, 8%.

     Откуда взялись эти цифры? Внятного обоснования не может предоставить и само Министерство. Если советский подход отличается централизованностью и аргументированностью, то в нашей стране различные НИИ  при расчетах используют самые разные методики и при желании могут под любую задачу подогнать результат.

     Еще момент: есть документально зафиксированные случаи, когда организация, проводящая аттестацию, зарегистрирована и осуществляет свою деятельность в одном регионе и без выезда на место проводит аттестацию в другом регионе.

     Зачастую аттестующей организацией учитывается воздействие на работников далеко не всех вредных факторов, замеры проводятся, когда оборудование работает не на полную мощность, либо вовсе стоит.

     Тогда возникает вопрос: Где гарантии, что аттестация будет добросовестной?. 

     Напоминаем: 02-го апреля 2010 года состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по вопросам урегулирования всех этих вопросов.

     На данном заседании было решено в срок до 01-го сентября 2010 года (до следующего заседания комиссии) согласовать позиции всех сторон по этой проблеме.

     Для подготовки предложений по решению этих жизненно важных для химиков вопросов была необходима информация о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Большинство территориальных и первичных организаций Профсоюза представили запрашиваемую информацию. От Новгородской области информация отправлена в ЦК Росхимпрофсоюза не в полном объеме. В нарушение законодательства Российской Федерации ОАО «Акрон» и его дочерние предприятия информацию в областной комитет Росхимпрофсоюза не предоставили.

     Таким образом в целом по Профсоюзу представленная информация по условиям труда и рабочим местам необъективна и не позволяет пользоваться ею при диалоге с представителями государственных структур по вышеуказанному вопросу.

     В связи с этим, повторно обращаемся к руководителям ОАО «Акрон»» и его дочерних предприятий с предложением: направить информацию о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в Новгородский областной комитет Росхимпрофсоюза.

 

 

Имеет ли право частная охрана задерживать?

E-mail Печать PDF

Случай из жизни ОАО "Акрон".

 

Работник одного из подразделений по уважительной причине приехал на работу не к началу рабочего дня, а в обеденный перерыв.

Приложив свой электронный пропуск к считывателю на турникете, он обнаружил, что  пропуск заблокирован и на территорию ОАО "Акрон" к своему рабочему месту работник не может  пройти. Охранник ООО "ЧОП Гепард", дежуривший на посту, доложил по телефону о блокировке пропуска  начальнику смены.

Через некоторое время подошел другой охранник и сообщил, что работник задержан и должен пройти в караульное помещение для дачи показаний начальнику смены ООО "ЧОП "Гепард".

В караульном помещении сотрудники ООО "ЧОП "Гепард" в течении 40 минут  брали показания с работника о том, где он находился в течении первой половины рабочего дня. По результатам задержания начальником смены был составлен Акт задержания.

Подробнее...
 

Решение суда по иску Симонова С.

E-mail Печать PDF

Дело № 2-4099/2010                                                   Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 16 августа 2010 года                                                 Великий Новгород 

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

 председательствующего судьи Замыслова Ю.А.,
при секретаре Федоровой И.С.,
с участием истца Симонова С.В. и его представителя Яна С.В.,
представителя ответчика Бойцова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симонова Сергея Валерьевича к Обществу с ограниченной ответственностью «Машиностроительный завод - Акрон» об обязании выплаты  премии и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л : 

Симонов С.В. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственность «Машиностроительный завод-Акрон» (далее - Общество) об обязании выплаты  премии и компенсации морального вреда, указав в заявлении, что работает у ответчика с 21.05.1996 года токарем 5 разряда механического участка механосборочного цеха. 

14 ноября 2009 года состоялась отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон». Профсоюзная организация Общества является частью первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон». Делегаты от первичной профсоюзной организации, в том числе и истец, участвовали в работе профсоюзной конференции. Профком Общества, членом которого является истец, в феврале 2010 года по поводу незаконного введения в действие изменений к Положению по оплате труда работников подал заявление на проверку в Государственную инспекцию труда в Новгородской области. За это работодатель при выплате премии за IV квартал 2009 года в назидание остальным работникам предприятия, вместо 5200 руб. положенных, выплатил истицу премию в размере 200 руб. В конце марта работодатель начал активные действия против членов профсоюзной организации Общества и при выплате премии за работу в 2009 г., которая была выплачена в мартовскую зарплату, истцу была начислена премия по итогам работы за год в сумме 100 руб. вместо 18340 руб., которые начислялись от его 5 разряда.

В мае месяце он обратился в письменной форме  за разъяснениями по поводу выплаченных ему премий, однако ответа не последовало.

Истец за данный период качественно и в установленные сроки выполнял свою непосредственную работу на предприятии, со стороны работодателя к нему не применялись дисциплинарные и иные взыскания. В сентябре 2009 года его фотография была занесена на Доску почёта.

Размер указанных выплат истец полностью связывает с его деятельностью в профсоюзной организации, что является дискриминацией.  В судебном заседании истец Симонов С.В. и его представитель Ян С.В. исковые требования поддержали в полном объёме по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика  Бойцов И.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что оспариваемая премия не входит в гарантированную часть оплаты труда истца, является переменной (нерегулярной) частью, выплачивается исключительно по усмотрению руководства с учетом вклада работника в результаты деятельности предприятия.  Вклад истца оценен руководством в указанные суммы 200 руб. и 100 руб.

Суд, выслушав объяснения истца его представителя, представителя ответчика, заслушав показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Аналогичные гарантии содержаться в ч.2 ст.23 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.Согласно ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты ( доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст.3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах  независимо от принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В судебном заседании установлено, что приказом №1-2/10-139к от 01.03.2007 года Симонов С.В. принят на работу в Общество токарем 5 разряда механического участка механосборочного цеха. В тот же день с ним заключен трудовой договор. Из протокола отчётно-выборного собрания членов профсоюза работников  Общества от 07.10.2009 года следует, что Симонов С.В. избран в состав профсоюзной организации, а также выбран делегатом на отчётно-выборную конференцию первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» Росхимпрофсоюза. Согласно п.5.1 Трудового договора, работнику устанавливается заработная плата, которая состоит из оклада в размере 7024 руб.; компенсационных и стимулирующих выплат ( доплат, надбавок, премий) в соответствии с Положением по оплате труда работников  Общества).

В случае ненадлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей, предусмотренных договором, переменная часть его заработной платы может не выплачиваться полностью или частично в соответствии с Положением по оплате труда работников Обществе. (п.5.1.1 Трудового договора).

Из Положения по оплате труда работников Общества, утвержденного 01.03.2007 года, следует, что фонд оплаты труда включает в себя постоянную часть (гарантированные первоочередные выплаты; стимулирующие доплаты и надбавки) и переменную часть (премии). (п. 1.4)

Спорная премия  выплачивается из резервного фонда оплаты труда ( Приложение №6 к Положению об оплате труда работников Общества), который в настоящий момент называется резервный фонд оплаты труда (Генерального директора)  Общества. Из Положения по использованию резервного фонда оплаты труда (Генерального директора) Общества следует, что первоочередными выплатами из резерва являются: компенсация работы в выходные дни и нерабочие праздничные дни, оплаты работы в сверхурочное время; оплата дополнительных дней отпуска работникам, совмещающим работу с обучением и оплату работникам-донорам при безвозмездной сдаче крови и её компонентов за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Оставшаяся после всех видов оплат часть денежных средств может быть направлена на премирование работников в соответствии с Положением о премировании работников из резервного фонда оплаты труда  Общества. (приложение №1)

Согласно Положению о премировании работников из резервного фонда оплаты труда (Генерального директора) Общества (далее - Положение),  премирование из указанного фонда производится за выполнение и перевыполнение показателей, выходящих за пределы основной нормы труда; участие в разработке новых технологий, продуктов, техники; участие в разработке и внедрении мероприятий, направленных на экономию всех видов ресурсов ( энергетических, материальных, трудовых и.т.д.): решение нестандартных ситуаций; выдающиеся достижения в работе; экстраординарные решения; выполнение особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ; умелое и эффективное руководство подчиненными и т.д.(п.2.1 Положения).

Премирование производится на основании служебной записки начальника цеха, начальника участка, группы Исполнительному директору. Работникам, имеющим нарушения трудовой дисциплины в отчетном периоде и лишенным переменной части заработной платы частично или полностью, соответственно, выплаты производятся частично или полностью.(п.п.2.3, 2.4 Положения).

Пунктом 2.5 Положения  установлен перечень упущений, за которые размер премии из резерва может быть снижен или работники не представляются к премированию. Среди них -  несоблюдение правил промышленной безопасности и охраны труда; нарушение правил внутреннего трудового распорядка  Общества; иные нарушения трудовой дисциплины.

Приказом №06 от 27.02.2010 года по итогам работы за 4 квартал 2009 года из фонда Генерального директора предусмотрена премия работникам, в том числе Симонову С.В., в размере 200 руб. Работникам этой же категории (токари 5 разряда) данным приказом была начислена премия от 4185 руб. до 7940 руб., за исключением также токаря 5 разряда Травушкина М.А., который, как пояснил истец, оказался «сочувствующим» членам профсоюза.

Из приказа о поощрении работников Общества №09 от 31.03.2010 года следует, что за выполнение мероприятий, позволивших достичь высоких результатов работы Общества в 2009 году были поощрены денежной премией из фонда Генерального директора в марте 2010 года работники предприятия, в том числе Симонов С.В. в размере 100 рублей. Работникам этой же категории (токари 5 разряда) данным приказом была начислена премия от 16350 руб. до 23040 руб., за исключением того же Травушкина М.А.

Данные приказы были изданы на основании служебных записок начальника механосборочного цеха В.О. Шошина за №58-1 от 24.02.2010 года и за №79-1 от 24.03.2010 года соответственно.Свидетель Павлов В.А. показал, что истец является членом профсоюзной организации и участвовал в работе конференции в ноябре 2009 года, голосовал за того кандидата, которого считал достойным, а не за того, за которого просило руководство. В результате этого голосования ему начислена и выплачена премия в таком же размере, как и самому Павлову В.А. Никаких иных причин для уменьшения размера  премии Симонову С.В. не было. Такой же размер премии по этим же основаниям был начислен и другому работнику цеха Травушкину М.А.

Таким образом, работодатель, всё же имея основания к выплате указанных премий, необоснованно и немотивированно снизил их размер истцу до мизерных, не исключая такими действиями при этом мотив неугодности последнего, как члена профсоюза, так как иных причин суду не представлено. А учитывая факт поощрения истца в виде размещения его фотографии  на Доске почёта в сентябре 2009 года, указанные обстоятельства в части дискриминации становятся очевидными.  Довод представителя ответчика о том, что эти выплаты связаны с необходимостью стимулировать работников, а определение этой необходимости является исключительной прерогативой работодателя, оценивается судом как необоснованный, поскольку напрямую связан с возможностью дискриминации неугодных работников, что крайне недопустимо, исходя из указанных норм трудового законодательства.

 Анализируя размеры премий, которые были выплачены иным работникам механического участка механосборочного цеха аналогичной профессии и квалификации   суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер премий является вполне обоснованным, так как соответствует среднему размеру выплаченных премий остальным работникам той же квалификации.  Заявление ответчика о пропуске срока на обращение в суд в отношении премии, выплаченной по итогам работы за 4 квартал 2009 года, следует оставить без удовлетворения  по следующим основаниям.

Действительно, приказ о выплате указанной премии был издан 27.02.2010 года, однако  из его текста не следует, когда непосредственно истец был ознакомлен с ним, поскольку в графе ознакомления с приказом отсутствует соответствующая дата (имеется только подпись истца).

Справка о перечислении денежных средств Сбербанком на счёт истца тоже не свидетельствует о пропуске срока, так как перечисленная сумма носила совокупный характер (зарплата и премия), из которой дифференцировать сумму премии истцу сразу же было невозможно.

Сам истец в судебном заседании пояснил, что о размере премии узнал гораздо позже, чем 11 марта 2010 года, а когда узнал, то обратился за разъяснениями к работодателю, и эти пояснения истца находят своё подтверждение в виде представленного им письма от 06 мая 2010 года на имя исполнительного директора Общества Вершкова И.П.В этой связи исковые требования в части взыскания премий подлежат удовлетворению в полном объеме.    Поскольку судом установлен факт неправомерных действий ответчика в отношении начисления и выплаты премии истцу, то истец имеет право на основании ст.237 ТК РФ на выплату компенсации морального вреда, размер которого определен судом  в сумме 3000 рублей. Указанная сумма определена судом с учетом фактических обстоятельств дела и характера нравственных страданий, причиненных истцу.

На основании  ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 1106 руб. 20 коп., от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

 Исковые требования Симонова Сергея Валерьевича  к Обществу с ограниченной ответственностью «Машиностроительный завод - Акрон» об обязании выплаты премии и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Машиностроительный   завод – Акрон» выплатить  Симонову Сергею Валерьевичу  премию из резервного фонда  оплаты труда (Генерального директора) по итогам работы за 4 квартал 2009 года в размере 5200 рублей, по итогам работы за 2009 год -  18340 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а всего 26540 рублей.

В остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Машиностроительный завод - Акрон»  государственную пошлину в местный бюджет в размере 1106 руб. 20 коп.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда, начальная дата обжалования - 24 августа 2010 года.                            

Председательствующий   Ю.А. Замыслов   
Мотивированное решение составлено 27 августа 2010 года.                 

 

Новая социальная программа...

E-mail Печать PDF

По многочисленным просьбам с 1 сентября т.г. члены профсоюза могут получить бесплатную  психологическую  помощь по решению вопросов возрастных или семейных кризисов,  детско-родительских и производственных отношений, и др.
Прием будет осуществляться с 10-00 до 22-00 часов.
Предварительная запись по телефону 99-86-82 (Наталья Петровна).

 

О несчастных случаях...

E-mail Печать PDF

Бывают случаи, когда руководители предлагают работнику «замять» производственную травму и оформить несчастный случай как бытовой или как произошедший по пути следования на работу, поэтому напоминаем о гарантиях работнику, пострадавшему в результате несчастного случая на производстве. 

1. Каждый несчастный случай, происшедший на производстве, расследуется специальной комиссией, в состав которой входит представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 229 Трудового кодекса РФ). 

2. По результатам расследования составляется акт формы Н-1, один экземпляр которого выдается на руки пострадавшему, второй – хранится в организации в течение 45 лет.      Копии всех документов расследования несчастного случая передаются             страховщику – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для назначения выплат ( ст. 230 Трудового Кодекса РФ). 

3. При повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве работнику  возмещается его утраченный заработок, а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию  ( ст. 184 Трудового Кодекса РФ). 

4. Пострадавший в результате несчастного случая на производстве имеет право на возмещение морального вреда.   Возмещение осуществляет причинитель вреда  ( ст. 8 ФЗ  РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). 
Подробнее...
 

До боли знакомая картина...

E-mail Печать PDF

Профком комбината “Волга” продолжает неравную борьбу

Членам Рослеспрофсоюза прохода нет!

К окончанию срока действия колдоговора руководство балахнинского целлюлозно-бумажного комбината ОАО “Волга” подошло во всеоружии: численность “карманного” профсоюза превысила 50% работников, и администрация заявила, что собирается сократить расходы на социальные нужды и премии работникам. С согласия “карманного” же профсоюза индексация зарплаты так и не произошла... При всем этом пропуск на территорию ЦБК остался только у одного члена профкома Рослеспрофсоюза - у председателя.
Подробнее...
 

С большой буквы о Здоровье плюс о здравом смысле...

E-mail Печать PDF

Прошло полтора года с того момента, когда администрация ОАО «Акрон» отказала профкому в продаже профсоюзной организации спортивного объекта – клуба «Здоровье» на ул. Кочетова, 13-31.

Химики еще помнят, как 4 года назад было удобно заниматься в специально оборудованных помещениях настольным теннисом, аэробикой, бадминтоном, лечебной физкультурой, на тренажерах. В лыжной секции занимались дети,  тренировались члены «Клуба любителей бега». После занятий все с удовольствием посещали сауну с небольшим бассейном, снимая напряжение и усталость.

Самым главным преимуществом  для работников была близость центра к месту их проживания и радость общения с единомышленниками, ведущими здоровый образ жизни.

По неизвестным причинам клуб закрыли.
Подробнее...
 

Надзорная жалоба Председателю Верховного суда

E-mail Печать PDF

27 августа 2010 в Верховный Суд Российской Федерации передана надзорная жалоба Председателю ВС РФ Лебедеву В,М.  на Определение судьи ВС РФ Т.И.Еременко.

Публикуем выдержки из жалобы.

29 июля 2010 года судья Верховного Суда Российской Федерации Т.И.Еременко вынес определение по делу №84-Ф10-130, отказав ППО ОАО «Акрон» и Мельникову С.Г. в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Считаем указанное определение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

14 ноября 2009 года была проведена отчетно-выборная конференция ППО ОАО «Акрон» в ходе которой имела место попытка срыва конференции лицами, не являющимися членами профсоюза, однако на должность председателя первичной профсоюзной организации был избран Мельников Станислав Геннадьевич.

25.12.2009 года Организацией в Управление Минюста РФ по Новгородской области были представлены все необходимые и удостоверенные в надлежащем порядке документы на государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения о Заявителе, не связанных с внесением изменений в учредительные документы – об избрании Мельникова С.Г. председателем ППО ОАО «Акрон» (вх. № 478), в том числе, необходимое уведомление вышестоящей организации - Новгородской областной организации общественной организации – Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности, подтверждающее факт избрания Мельникова С.Г. (18.12.2009 г. №49) с приложением постановлений Президиума ЦК Росхимпрофсоюза (17.12.2009 г. и 28.12.2009г.).

 Помимо этого, позиция вышестоящего органа - Росхимпрофсоюза была разъяснена Управлению письмом Председателя Профсоюза от 28.12.2009 г. № 01АС/196 с приложением решений соответствующих коллегиальных органов Росхимпрофсоюза (г. Москва).

Несмотря на это Управление Минюста РФ по Новгородской области (далее – Управление, Управление Минюста РФ) своим Распоряжением за подписью Начальника управления Минюста РФ по Новгородской области Храброва В.А от 20.01.2010 года № 12 (далее – Распоряжение, Распоряжение №12) отказало ППО ОАО «Акрон» в государственной регистрации изменений, в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, о чем направило заявителю письменное уведомление об отказе (исх. № 241) от 20.01.2010 г. (далее – Письменное уведомление об отказе).

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как Новгородским городским судом, так и Новгородским областным судом были допущены многочисленные нарушения норм материального и процессуального права. Однако, несмотря на это судья Еременко Т.И. определением по делу №84-Ф10-130, отказал ППО ОАО «Акрон» и Мельникову С.Г. в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, основываясь на ошибочных выводах, заключающихся в следующем (для удобства рассмотрения в настоящей надзорной жалобе приведены ссылки на надзорную жалобу, поданную в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ, в которой доводы заявителей приведены более подробно): 

Судья Еременко Т.И. не учел и не дал надлежащую правовую оценку многочисленным фактам нарушения материальных и процессуальных норм права, допущенных судами первой и кассационной инстанции, а именно: 

1) Ни Новгородский городской суд, ни Новгородский областной суд, при вынесении оспариваемых решения и кассационного определения не учли, и при постановлении судебных актов не применили, многочисленные положения и нормы международного права, прямо запрещающие вмешательство государственных органов в деятельность профессиональных союзов, а именно ст. 3, 7 Конвенции № 87 Международной Организации Труда «Относительно свободы ассоциаций и защите права на организацию» (Сан-Франциско, 9 июля 1948 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 года, ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах (п.1 ч. I  Надзорной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ, стр. 3-4).  

2) Суд первой и кассационной инстанции не применили нормы законодательства Российской Федерации, а именно ст. 30 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» и ФЗ «О профсоюзах», устанавливающий уведомительный порядок регистрации профсоюзов, который также закреплен в п. 3 ст. 52 ГК РФ (п.2 ч. I Надзорной жалобы, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ стр.4-7) 

3) И Новгородским городским судом, и Новгородским областным судом при вынесении судебных актов нарушены требования ст. ст. 67 и 198 ГПК РФ, а именно, не указаны доводы, по которым суд отверг те или иные доказательства, представленные Заявителем, не дал никакой правовой оценки доводам Заявителей о неправомерности действий и решений Управления, о конкретных нормах права, нарушенных Управлением, о конкретных решениях вышестоящих уполномоченных органов профсоюза, о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права (п. 1 ч. II Надзорной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ, стр. 11-16) 

Так, Новгородский городской суд в своем решении не дал никакой правовой оценки доводам Заявителей о том, что:

- 25 декабря 2009 года ППО «Акрон» Росхимпрофсоюза представила в Управление все необходимые документы для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, а именно об избрании Мельникова С.Г. председателем ППО Росхимпрофсоюз - нормами международного права и законодательством РФ установлена недопустимость контроля, ограничений и вмешательства в деятельность профсоюза со стороны органов государственной власти, недопустимость отказа в государственной регистрации;

- государственная регистрация профсоюзных организаций носит уведомительный порядок, а отказ в государственной регистрации не допускается.

- о прямом действии норм международного права в отношении профсоюзов и ограничении прав государственных органов в отношении них;- о полномочиях вышестоящих органов Росхимпрофсоюза (Президиум ЦК Росхимпрофсоюза, Пленум ЦК Росхимпрофсоюза, ЦК Росхимпрофсоюза), в том числе по толкованию его Устава, о факте признания этими органами правомочности конференции, проведенной 14.11.2009 года;

- о неправомерности позиции Управления Минюста, которая вопреки прямому указанию ФЗ «О профсоюзах» отрицает уведомительный порядок государственной регистрации и настаивает на том, что данный порядок якобы является заявительным;

- о том, что Конференция 14.11.2009 года и её решения не оспорены и в судебном порядке незаконными не признаны;

- о невозможности рассмотрения вопроса о действительности (недействительности) Конференции в рамках настоящего дела, рассматриваемого не в исковом порядке;

- об отсутствии у Управления права оценивать работу отчетно-выборной конференции, проведенной 14.11.2009 года;

- о том, что государственная регистрация профсоюзов осуществляется в соответствии со специальным законом - ФЗ «О профсоюзах». Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и  Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в отношении профсоюзов действует лишь в части не урегулированной специальным законом;

- о том, что в Распоряжении Управления Минюста № 12 и направленном на его основании письменном уведомлении об отказе содержатся различные, противоречащие друг другу основания для отказа, что свидетельствует о незаконности как Распоряжения, так и письменного уведомления об отказе;

- о том, что ссылки Управления Минюста на существование ряда обращений других лиц за государственной регистрацией сведений о руководителе ППО ОАО «Акрон» и на наличие в связи с этим противоречий в сведениях о том, кто является руководителем ППО "Акрон", как на причину отказа в государственной регистрации изменений вносимых в сведения о руководителе ППО ОАО «Акрон» Мельникове С.Г., являются необоснованными, так как только Мельниковым С.Г. могли быть и фактически были представлены Управлению Минюста по Новгородской области все необходимые для государственной регистрации документы в надлежащей форме, а также соответствующее Уведомление вышестоящего профсоюзного органа.

- о том, что ст. 8 ФЗ «О профсоюзах», регулирующего порядок регистрации профессиональных союзов, не предусматривает процедуры принятия каких-либо решений органом юстиции при государственной регистрации профсоюза. Более того в законе прямо установлено, что при наличии всех необходимых документов отказ в государственной регистрации не допускается.

Суд вопреки требованиям ст. 198 ГПК РФ, не дал никакой правовой оценки указанным доводам Заявителей, кроме того, суд не указал, по какой причине он отверг данные доказательства.

Указанные действия суда лишили заявителей возможности реализовать свое право на судебную защиту. Тем не менее, Новгородский областной суд также никак не оценил допущенные судом первой инстанции нарушения ст.ст. 67, 198 ГПК РФ и в то же время сам не выразил свою правовую позицию относительно указанных многочисленных доводов заявителей.

Кроме того, Новгородский областной суд в свою очередь никак не оценил следующие доводы Заявителей, указывающие на различные нарушения, допущенные Новгородским городским судом и изложенные в кассационной жалобе, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда в кассационном порядке, тем самым, в свою очередь, нарушив требования ст.ст. 67, 198 ГПК РФ, а в частности: 

- суд первой инстанции, вопреки требованиям п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в ходе рассмотрения данного дела, не проверил, соблюден ли порядок принятия решений государственным органом, тогда как Управлением было допущено множество нарушений порядка принятия решений о внесении в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, закрепленного в Административном регламенте, что влечет признание отказа в государственной регистрации незаконным.

- суд первой инстанции, несмотря на то, что Распоряжение № 12 является организационно-распорядительным актом Управления Минюста, которое соответствует всем требованиям, предъявляемым к ненормативным правовым актам, сделал неправильный и ошибочный вывод о том, что указанный документ, является внутриведомственным и, якобы, не затрагивает права Заявителей и фактически не рассмотрел законность указанного документа, тем самым по существу признав то, что соответствие порядка принятия Распоряжения и его содержания требованиям закона не имеет значения для настоящего дела, что не соответствует действительности.

- указав на то, что Распоряжение № 12 не затрагивает права Заявителей, суд первой инстанции должен был прекратить производство по делу, однако в нарушение ст. 220 ГПК РФ не сделал этого.

- содержание резолютивной части решения Новгородского городского суда не соответствует заявленным требованиям и ст.198 ГПК РФ, однако суд кассационной инстанции никак не отреагировал на данное нарушение процессуального законодательства, допущенное судом первой инстанции.     

Таким образом, суд кассационной инстанции допустил то же нарушение, что и суд первой инстанции, не отразив в кассационном определении и не дав никакой правовой оценки доводам Заявителей, свидетельствующим о многочисленных нарушениях, допущенных Новгородским городским судом, которые являлись основанием для отмены решения суда в кассационном порядке в соответствии со ст.362 ГПК РФ. Тем самым Новгородский городской суд допустил нарушение норм процессуального права, а именно ст. 67, 198 ГПК РФ, что является основанием для отмены решения суда в порядке надзора согласно ст.387 ГПК РФ. 

4) Довод Новгородского областного суда о том что, применение судом первой инстанции пп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», якобы не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм процессуального права и подмене функций Управления, так как в соответствии со ст. 258 ГПК РФ задачей суда является проверка законности и обоснованности оспариваемого решения в целом, не ограничиваясь при этом проверкой правильности применения государственным органом, указанных в оспариваемом решения норм права, ошибочен и противоречит процессуальному закону. (п.2 ч.II Надзорной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ, стр.16-18) 

Суд первой инстанции признал ссылку Управления в Распоряжении на пункт 5 статьи 23 Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» неправильной «ввиду того, что недостоверность сведений фактически была установлена Управлением не в учредительных документах, а в протоколе отчетно-выборной конференции, что являлось препятствием для государственной регистрации в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Тем самым, суд фактически признал основания отказа Управления Министерства юстиции незаконным, однако, взяв на себя функции органа государственной регистрации, самостоятельно указал иной закон подлежащий применению, выдвинул иные основания для отказа, не указанные в ни в оспариваемом Распоряжении, ни в оспариваемом письменном уведомлении об отказе, положив их в основу судебного решения. Однако суд кассационной инстанции необоснованно не усмотрел в данном нарушении, допущенном судом первой инстанции несоблюдения процессуальных норм права и принципов гражданского судопроизводства.

Суды обеих инстанций фактически подменили понятие проверки законности действий Управления проверкой деятельности ППО ОАО «Акрон», так как должно проверяться в полном объеме именно принятое Управлением решение, а не деятельность профсоюзной организации.

Между тем, ни суд первой инстанции, ни суд кассационной инстанции такой проверки законности и обоснованности действий и решения Управления Минюста РФ по Новгородской области не провели, факты многочисленных нарушений закона и Административного регламента не выявили и не дали им никакой правовой оценки.

Кроме того, довод суда кассационной инстанции о том, что суд первой инстанции якобы был вправе самостоятельно формулировать другие основания для отказа в государственной регистрации, отличные от тех, которые содержались в оспариваемом Распоряжении Управления от 20.01.2010 г. № 12 и письменном уведомлении об отказе от 20.01.2010 г. является несостоятельным ещё и потому, что этим грубо нарушаются основные принципы гражданского судопроизводства, в том числе установленные ст.6 ГПК РФ – Равенство всех перед законом и судом, ст.12 ГПК РФ – Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.    

5) Вывод Новгородского городского суда о том, что в силу того что за период с 16.11.2009 г. по 15.01.2010 г. в Управление Минюста РФ по Новгородской области было подано 8 заявлений о государственной регистрации изменений вносимых в сведения в ЕГРЮЛ о председателе ППО Росхимпрофсоюз, в которых в качестве председателя этой профсоюзной  организации указывались Мельников С.Г., Кравцова Н.Г. и Гордеева О.Д. Управление правомерно провело проверку достоверности сведений, указанных в представленных Мельниковым С.Г. документах, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции указал на то, что «Управление обязано было в рамках правовой экспертизы проверить достоверность сведений о председателе ППО Росхимпрофсоюз». Суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что «суд обоснованно пришел к выводу о правомерности действия Управления по проведению проверки достоверности сведений, указанных в представленных Мельниковым С.Г. документах». (п. 4 ч.II Надзорной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ, стр. 21-22) 

Однако такая процедура, как правовая экспертиза, не предусмотрена Административным регламентом.  Кроме того, только к заявлению Мельникова С.Г. были приложены все необходимые документы, которые было нужно представить для государственной регистрации, в надлежащей форме, по перечню приведенном в ст. 8 ФЗ «О профсоюзах» и п. 6 Приложения № 2 к Административному регламенту «Перечни документов, представляемых на государственную регистрацию» Помимо этого, в связи с тем, что первичная профсоюзная организация ОАО «Акрон» является структурным подразделением Росхимпрофсоюза и действует не на основания собственного Положения, а на основании Устава Росхимпрофсоюза, дополнительно в Управление было представлено соответствующее Уведомление вышестоящей профсоюзной организации – Новгородской территориальной профсоюзной организации.Третьими лицами не могли быть и фактически не были представлены в Управление нотариально заверенные копии необходимых документов, так как подлинники Устава Росхимпрофсоюза, свидетельства о регистрации ППО ОАО «Акрон», печать ППО ОАО «Акрон» не могли быть ими получены законным путем. Ни Гордеева О.Д., ни Кравцова Н.Г. не могли быть зарегистрированы в качестве председателей ППО ОАО «Акрон», так как ими не были представлены все необходимые документы, а также в силу того, что они не являются членами профсоюза.

Таким образом, для проверки достоверности сведений о председателе ППО Росхимпрофсоюз  Управлению достаточно было провести элементарную техническую проверку представленных документов и сверить их со списком, приведенном в п. 6 Приложения № 2 к Административному регламенту. 

Судья Т.И. Еременко проигнорировал вышеуказанные нарушения, выразившиеся в том, что суды первой и кассационной инстанции при вынесении судебных актов не применили закон подлежащий применению, не соблюли требования процессуальных норм права, нарушили принципы гражданского судопроизводства.

В оспариваемом определении не дано никакой правовой оценки данным доводам Заявителей. Между тем, указанные нарушения, безусловно, являются основанием для отмены решения суда в порядке надзора в соответствии со ст. 387 ГПК РФ. 

Cудья Верховного суда сделал правильный и обоснованный вывод о том, что «Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <…> распространяется на все юридические лица, за исключением отдельных видов юридических лиц, для которых федеральными законами устанавливается специальный порядок регистрации».

Кроме того, суд верно указал на то, что «специальный порядок регистрации установлен статьёй 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а следовательно «государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке» Согласно ст. 1 ФЗ «О профсоюзах» «предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их прав и гарантий деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами».

При этом вопросы, связанные непосредственно с государственной регистрацией профсоюзов в полной мере урегулированы ст. 8 ФЗ «О профсоюзах», что подтверждается самим названием этой статьи – «Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц» и её содержанием.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О профсоюзах» «правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке».

Однако судья Еременко Т.И., вступив противоречия с собственными выводами, указал в обжалуемом определение на то, что «профсоюз-это некоммерческая организация, в связи с чем, на него распространяются нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях»», а следовательно ему якобы может быть отказано в государственной регистрации.

Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 1 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям лишь постольку, поскольку иное не установлено данным законом и иными федеральными законами. При этом особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. То есть, сфера действия данного нормативно-правового акта в отношении профсоюзов ограничена федеральными законами «Об общественных объединениях» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

ФЗ «О профсоюзах», является специальным законом, регулирующим создание и деятельность профсоюзов, в том числе и вопросы их государственной регистрации.ФЗ «О профсоюзах» содержит ст. 8, непосредственно определяющую порядок государственной регистрации именно профсоюзов, а Федеральный закон «О некоммерческих организациях» содержит ст. 13.1, устанавливающую порядок регистрации других некоммерческих организаций. При этом, очевидно, что установленный этими законами порядок государственной регистрации профсоюзов и порядок государственной регистрации других некоммерческих организаций имеют существенные и принципиальные отличия, которые свидетельствуют о том, что одновременное применение ФЗ «О профсоюзах» и ФЗ «О некоммерческих организациях» невозможно.

Так, в ст. 8 ФЗ «О профсоюзах» указано, что государственная регистрация профсоюза осуществляется в уведомительном порядке и государственному органу государственной регистрации не предоставлено права принимать решения об отказе в государственной регистрации профсоюзов.

Между тем, в ст.13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» напротив указано, что для государственной регистрации некоммерческих организаций уполномоченным федеральным органом принимается решение.

Для профсоюзов ФЗ «О профсоюзах» установлен месячный срок для представления документов в уполномоченный орган, а ФЗ «О некоммерческих организациях» для других некоммерческих организаций – 3 месяца.

Ст. 8 ФЗ «О профсоюзах» и ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлены различные перечни документов, необходимых для государственной регистрации.В отличие от ст.8 ФЗ «О профсоюзах» ст.13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» предоставляет уполномоченному органу право, как отказывать некоммерческим организациям в государственной регистрации, так и приостанавливать её.

Между тем, ст. 8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» уполномоченному регистрирующему органу не предоставлено право приостанавливать государственную регистрацию, а в отношении отказа в государственной регистрации установлен прямой запрет.

Факт недопустимости применения Федерального закона «О некоммерческих организациях» при государственной регистрации профсоюзов подтверждается и тем обстоятельством, что согласно ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд. Между тем, в соответствии со ст. 8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» отказ в государственной регистрации профсоюза может быть обжалован исключительно в суд.

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 5 октября 2000 года № 199-О, «в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы».

Таким образом, очевидно, что при государственной регистрации профсоюзов применению подлежит именно ст. 8 ФЗ «О профсоюзах» как специальная норма Закона, принятая по времени позже, чем ФЗ «О некоммерческих организациях».

Также необходимо отметить что, в соответствии с п. 2 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (приложение к приказу Минюста РФ от 31.03.2009 г. № 96, далее - Административный регламент) к числу нормативных актов, регулирующих исполнение этой государственной функции отнесены ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ФЗ от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Таким образом, совершенно очевидно, что государственная регистрация профсоюза регулируется именно специальным ФЗ «О профсоюзах» и должна осуществляться в порядке и на условиях, которые прямо и непосредственно установлены именно этим законом. Вывод судьи Еременко Т.И. о возможности применения Федерального закона «О некоммерческих организациях» при государственной регистрации профессиональных союзов основан на неправильном толковании правовых норм и противоречит доводам, приведенным судом в обжалуемом определении.

Судья Еременко Т.И. сослалась на оценку отчетно-выборной конференции, данную управлением Министерства юстиции РФ по Новгородской области. Однако Министерство юстиции и его территориальные органы не обладают соответствующими полномочиями.

Приказом Минюста РФ от 21 мая 2009 г. №147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" утверждено положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации «Управление Министерства юстиции  Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России.Полномочия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации закреплены во п.6 данного Положения.

Анализ указанного пункта позволяет установить, что территориальные органы Министерства юстиции не обладают полномочиями оценивать порядок проведения конференций, общих собраний профсоюзов.Более того, Управление Министерства Юстиции не имеет права вмешиваться в деятельность профсоюза.Согласно статье 2 Конвенции от 09 июня 1948 года № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения Уставам последних.

В соответствии со статьей 3 вышеуказанной Конвенции организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои Уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти должны воздержаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Данная Конвенция, как указывалось выше, является составной частью правовой системы РФ и должна применяться непосредственноСогласно статьям 2, 5, 7, 8, Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую профессиональную деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения (ст. 2).

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчеты и не подконтрольны (ст. 5). Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (ст. 7). Министерство Юстиции РФ и его территориальные органы в субъектах РФ не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации (ст. 8).

Таким образом, нормы международного права и законодательства РФ предусматривают не только право граждан на объединение, но и права таких объединений, в частности профсоюзов, создание которых в свою очередь является способом реализации права граждан на объединение. Гарантии свободы деятельности профсоюзов закреплены в приведенных нормах международного права и вышеуказанных нормах Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который является специальным законом, регулирующим деятельность профсоюзов, и выше приведенные нормы которого не противоречат нормам международного права.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 5 Устава Росхимпрофсоюза, на основании которого действует ППО ОАО «Акрон», «профсоюз в своей деятельности независим от органов государственной власти, органов местного самоуправления <…>, им не подотчетен и не подконтролен».

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области не имело права и полномочий оценивать порядок проведения отчетно-выборной конференции. Судебные акты, вынесенные судом первой и кассационной инстанции нарушают единство судебной практикиТак, в Постановлении Президиума Санкт-петербургского городского суда от 29 октября 2008 года №44г-271, которым определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 июня 2008 оставлено без изменения, указано, что Судебная коллегия также пришла к выводу о том, что Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах РФ, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации».

Аналогичный вывод был сделан Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в определении от 16 ноября 1999 года по делу №81-Г99-24, а именно «признавая отказ Управления юстиции Кемеровской области в регистрации общественного объединения незаконным, суд правомерно исходил из положения ч. 3 п. 1 ст. 8 специального Федерального закона от 12.01.96  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, запрещающего органам юстиции осуществлять какой либо контроль за деятельностью профсоюзов и отказывать им в регистрации».  

Кроме того в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 июля 2001 года по делу №33-4530 суд, сославшись на ст. 30 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Конвенции от 04 ноября 1950 года  «О защите прав человека и основных свобод», ст. 2, 3 Конвенции от 09 июня 1948 года №87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию», ст. 2,5,7,8 Федерального закона  от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», сделал вывод о том, что «гарантии свободы деятельности профсоюзов закреплены в приведенных нормах международного права и вышеуказанных нормах Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который является специальным законом, регулирующим деятельность профсоюзов, и выше приведенные нормы которого не противоречат нормам международного права.», а также что «свобода деятельности профсоюзов заключается и в том, что им гарантируется свобода внутриорганизационной деятельности».

Более того, в этом же определении содержится вывод о том, что «гарантией прав профсоюзов, в частности служит то, что регистрация Уставов профсоюзов в Министерстве юстиции РФ носит уведомительный характер, указанный Федеральный закон от 12 января 1996 года не предоставил регистрирующему органу право контроля за деятельностью профсоюзов и право на отказ в их государственной регистрации»Указанным определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда было отменено решение Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 25 апреля 2001 года. При этом, основанием для отмены послужило, то что «разрешая спор, суд не учел положения вышеприведенных норм международного права и законодательства Российской Федерации, неправильно истолковал нормы материального права, подлежащие применению для разрешения спора».

Кроме того , в определении Судебной коллегии Верховного суда РФ от 30 ноября 1999 года по делу №56-Г99-21, суд указал на то, что с учетом ст.2, 3, 5, 7, 10  Конвенции №87 Международной Организации Труда «Относительно свободы ассоциации и защите права на организацию, вывод суда о том что регистрация профсоюзной организации  произведена незаконно, является неправильным, тем более что Федеральный закон «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» каких бы то ни было ограничений права трудящихся на объединение в профсоюз не устанавливает.

Таким образом, из выше приведенных судебных актов, можно сделать вывод что суды, рассматривая дела с участием профессиональных союзов указывает на недопустимость контроля за деятельностью профсоюза со стороны государственных органов, уведомительный порядок государственной регистрации профсоюза, отсутствие у регистрирующих органов права отказывать профсоюзам в государственной регистрации. При вынесении судебных актов суды руководствуются международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации и специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Не применения указанных нормативных правовых актов судами при вынесении судебных актов является основанием для их отмены в судах надзорной инстанции.

Несмотря на то что, в надзорной жалобе Заявители указывали на нарушение единства судебной практики, допущенное судами первой и кассационной инстанции, судья Еременко Т.И. отказал в истребовании дела и его передачи для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, что противоречит принципам и нормам гражданского судопроизводства.

В соответствии с ч. 3 ст. 381 ГПК РФ Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. 

 

Объявление

E-mail Печать PDF

18 сентября 2010 года в 10.00 в здании Новгородской областной Федерации профсоюзов состоится внеочередная конференция Первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон" Новгородской областной организации Общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности.

Повестка дня:

1. Организационные вопросы по приведению в соответствие с принятым Уставом Профсоюза учредительных документов профсоюзной организации.

2. Избрание профсоюзного комитета Первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон"

3. Избрание контрольно-ревизионной комиссии Первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон"

4. Избрание председателя Первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон"

5. Избрание заместителей председателя Первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон"

 

Комиссия по подготовке и проведению
внеочередной конференции

 

Работа над чужими ошибками.

E-mail Печать PDF

   26 августа состоялось предварительное судебное заседание по нашумевшему "делу о траве".

   Напомним о сути дела.

Подробнее...
 

Действиям дана оценка...

E-mail Печать PDF

Ранее мы информировали о том, что мероприятие, прошедшее 11 августа 2010 года в актовом зале заводоуправления под видом «конференция кассы взаимопомощи»  наносит вред профсоюзу и вводит в заблуждение членов профсоюза.

Вышестоящий выборный коллегиальный орган дал оценку действиям лиц, принимавшим участие в организации данного мероприятия, и принял решение:

В соответствии с п.2.5 и п.4 ст.13 Устава Росхимпрофсоюза исключить из Профсоюза следующих членов Профсоюза, состоящих на учете в первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон»:

- Григорьева Алексея Алексеевича, председателя профсоюзной организации цеха электроснабжения

- Степанову Светлану Валерьевну, председателя профсоюзной организации центральной химической лаборатории

-  Сидорова Сергея Владимировича, председателя профсоюзной организации цеха ВиК

-  Максимову Ирину Викторовну, председателя профсоюзной организации ЧОП «Гепард»

- Краснову Наталью Александровну, председателя профсоюзной организации цеха химводоподготовки    

- Елюсееву Елену Анатольевну, члена профсоюза

-  Дружко Ирину Геннадьевну, члена профсоюза.

 


Страница 62 из 82