Такое правосудие...

Печать

19 февраля в Новгородском городском суде состоялось рассмотрение заявления Первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон" и Мельникова С.Г.  о признании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности, не связанных с внесением изменений в учредительные документы от 20.01.2010 (исх. №241) незаконным.

Суд Великого Новгорода отклонил аргументированные, с правовой точки зрения, требования Первичной профсоюзной организации, Областной организации и Росхимпрофсоюза, изложенные в заявлении.

Следующая инстанция - Новгородский областной суд.

Доводы профсоюзной организации ОАО "Акрон" 

ППО ОАО «Акрон» полагает, что позиция Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области по настоящему делу, изложенная в возражениях, не соответствует ни нормам международного права, ни законодательству РФ, основана на неправильном и произвольном толковании данных норм права, на фактическом отрицании Управлением самого института уведомительного порядка государственной регистрации профсоюзов и неправомерно расширительном понимании своих прав и полномочий. Помимо этого позиция Управления не соответствует действительности и фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Утверждение Управления в возражениях  о том, что его действия могут быть оспорены только непосредственно самим профсоюзным комитетом, который, по мнению Управления, не избран, а у Первичной профсоюзной организации и Мельникова С.Г. якобы отсутствует право на судебную защиту, поскольку их права и свободы нарушены не были, является несостоятельным, противоречит как законодательству, так и действительности.Утверждения Управления о том, что на конференции 14.11.2009г., якобы, не был избран постоянно действующий руководящий орган ППО ОАО «Акрон» - профсоюзный комитет, опровергаются, а факт того, что в действительности данный орган был избран, подтверждается представленным Управлению Протоколом отчетно-выборной конференции, из которого прямо следует, что данный вопрос № 3 был обсужден на конференции и по нему достаточным, в соответствии с Уставом Росхимпрофсоюза, количеством голосов делегатов было принято соответствующие решение.

Наблюдатели Центрального комитета Росхимпрофсоюза также признали результаты работы отчетно-выборной конференции первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» профсоюза работников химических отраслей промышленности, проведенной 14.11.2009 года легитимными, о чем было составлено «Заключение наблюдателей ЦК Российского Профессионального союза работников химических отраслей промышленности о проведении отчетно-выборной конференции на ОАО «Акрон» от 17 ноября 2009г. № 86/01».Согласно п.п. 1.2. и 1.3. ст. 45 Устава Росхимпрофсоюза Президиум Центрального Комитета Профсоюза осуществляет текущее руководство деятельностью Профсоюза, организует и контролирует выполнение решений Съезда Профсоюза, Центрального комитета Профсоюза, своих решений, Устава Профсоюза.Президиумом Центрального комитета Росхимпрофсоюза – вышестоящим по отношению к ППО ОАО «Акрон» органом – отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» от 14.11.2009г. признана состоявшейся, а Мельников С.Г. признан легитимно избранным председателем первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» о чем свидетельствует Постановления Президиума Центрального комитета Российского Профессионального союза работников химических отраслей промышленности от 18 ноября 2009г. (протокол № 21) и от 11 декабря 2009 года (протокол № 21).Помимо этого, согласно п. 2.31 ст. 44 Устава Росхимпрофсоюза Центральный Комитет Росхимпрофсоюза «дает разъяснения по применению статей и норм настоящего Устава и уставных документов». То есть Центральный Комитет Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности уполномочен толковать положения Устава Росхимпрофсоюза. Именно Центральным комитетом Росхимпрофсоюза в Постановлении от 29.01.2010 года « О разъяснении норм Устава, касающихся правомочности профсоюзных конференций и принятых на них решений» дано соответствующее толкование норм Устава Росхимпрофсоюза, согласно которому решения конференции 14.11.20009г. об избрании профсоюзного комитета и об избрании председателя первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» приняты правомерно.Таким образом, Центральный Комитет Росхимпрофсоюза, имеющий право толковать положения Устава Росхимпрофсоюза и Президиум ЦК «Росхимпрофсоюза не выявили нарушений положений Устава Росхипрофсоюза и признали отчетно-выборную конференцию ППО ОАО «Акрон», проведенную 14.11.2009г., легитимной.

При таких обстоятельствах утверждения Управления о том, что профком не был избран, не соответствует действительности, а попытки Управления самостоятельно толковать нормы Устава Росхимпрофсоюза и на этой основе отказывать в признании результатов конференции противоречат нормам права, в том числе о том, что федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.Нормами международного права, в частности, статьей 3 Конвенции МОТ 1948 г. № 87 установлено, что «организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти должны воздерживаться от всякого рода вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению».В статье 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной ассамблей ООН от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 3 января 1976 года. СССР подписал пакт 18 марта 1968 года.) закреплено право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации.

В отношении права Заявителей на обжалование отказа Управления в государственной регистрации сведений о Мельникове С.Г. как руководителе ППО ОАО «Акрон» следует пояснить следующее.Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В пункте 2 этой статьи указано, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как установлено п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Отказ Управления от 20.01.2010 года (исх. № 241) безусловно, нарушает права, свободы и законные интересы как Мельникова С.Г., так и профсоюзной организации, создает препятствия к осуществлению Мельниковым С.Г. его прав как председателя профсоюзной организации, закрепленных в ст. 25 Устава Росхимпрофсоюза, препятствует нормальной деятельности самого профсоюза, осуществлению его законных прав, закрепленных в ст. 19 Устава Росхимпрофсоюза, а также в главе 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», противоправно возлагает на профсоюзную организацию незаконную обязанность по повторному проведению Конференции.Факт того, что в результате отказа Управления в государственной регистрации сведений о руководителе юридического лица – ППО ОАО «Акрон» администрация ОАО «Акрон» препятствует даже в допуске Мельникова С.Г. на территорию предприятия для работы с членами профсоюза, подтверждается его обращениями в органы прокуратуры и ответами прокуратуры Великого Новгорода в его адрес.

Управление в своих возражениях,  вопреки прямым требованиям норм международного права и законодательства РФ, отрицает уведомительный порядок регистрации профсоюза, неправомерно настаивая на том, что государственная регистрация профсоюзных организаций имеет заявительный характер и Управление якобы вправе отказывать в государственной регистрации  профсоюзов.Очевидно незаконная позиция Управления о том, что государственная регистрация профсоюзов якобы носит заявительный, а не уведомительный характер, а так же якобы о существовании у Управления права на отказ в государственной регистрации профсоюза, основана на тенденциозном одностороннем толковании Управлением норм права, а также ссылками на подзаконные акты (в частности по утверждению форм заявлений о государственной регистрации).Между тем, Управлением игнорируется множественные прямые указания закона на независимость профсоюзов, на невмешательство государственных органов в их деятельность, на уведомительный порядок государственной регистрации профсоюзов, на прямой запрет отказывать в этой регистрации. Так, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».В соответствии со ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 года), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54 –ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» «каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые  для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».10 августа 1957 года вступила в силу для СССР Конвенция № 87 Международной Организации Труда «Относительно свободы ассоциаций и защите права на организацию» (Сан-Франциско, 9 июля 1948 года), ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 года. Положения Конвенции № 87 и ее прецедентного права непосредственно действуют на территории Российской Федерации и имеют приоритет над внутренними законами, противоречащими им.Согласно ст. 2 указанной Конвенции «трудящиеся и предприниматели, имеют право без какого бы то ни было различия, создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а так же право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних».Как указано выше, ст. 3 Конвенции № 87 установлено, что «организации трудящихся  и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению».

В статье 8 Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах закреплено право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав свобод других; а так же право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав свобод других; при этом ничто в настоящей статье не дает права государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб эти гарантиям.В соответствии со ст. 30 Конституции РФ «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируются».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996года № 10 –ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» «каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и входить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.»

Как прямо указано в ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996г. № 10 –ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» «правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке».Такой вид нормативно-явочной регистрации означает, что даже при наличии нарушения требования закона профессиональному союзу нельзя отказать в государственной регистрации.В подтверждение данного положения, как указано выше, ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10 10 –ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» прямо закрепляет, что «федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган НЕ вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им  регистрации».

Сомнительный довод Управления о том, что поскольку в п. 2 ст. 8 этого закона предусмотрено право профсоюзов обжаловать в суд отказ в государственной регистрации, то, соответственно, законом якобы предусмотрена возможность и отказа в государственной регистрации профсоюзной организации, по своей аналогии можно сопоставить только с подобным по своей необъяснимой логике доводом о том, что если уголовным кодексов РФ уставлена уголовная ответственность за преступление, то значит совершение преступления разрешено.Кроме того, Министерством Юстиции РФ в письме от 1 марта 1996г. № 08-09-38-96 дало методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений действующего законодательства об общественных объединениях, в которых пояснило, что «органы юстиции не вправе контролировать деятельность профсоюзов и отказывать им в регистрации». Управление игнорирует указания и своего вышестоящего органа.Данная позиция об уведомительном порядке государственной регистрации подтверждается так же сложившейся судебной практикой, а именно Определением Верховного суда РФ № 81Г-99-24 от 16.11.1999г., Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ № 56-Г99-21 от 30.11.1999г.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Новгородской области было не вправе отказывать в регистрации представленных Организацией изменений, вносимых в сведения о Заявителе, не связанных с внесением изменений  в учредительные документы, при условии предоставления полного пакета документов, поскольку такая регистрация в соответствии с указанными нормами международного и российского законодательства, безусловно, должна была быть произведена в уведомительном порядке. Ссылка Управления на ответ Министерства Юстиции РФ от 26.01.2010г. № 15-287 в областную организацию Росхимпрофсоюза не может быть принята во внимание, поскольку само изложение его содержания Управлением искажено и не соответствует действительности. Более того, вопреки утверждениям Управления в данном документе содержится ссылка на п. 2 ст. 5 Закона о профсоюзах, согласно которому запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.Довод Управления в возражениях  о том, что являясь органом, принимающим решение о государственной регистрации, и действуя в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством Юстиции РФ государственных функций по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, оно выявило отсутствие кворума при принятии конференцией решений, в связи с чем неправомерно считать Мельникова С.Г. легитимно избранным председателем ППО ОАО «Акрон», не соответствует действительности и не может быть принят судом во внимание, поскольку Управление этими действиями фактически осуществляет контроль и незаконно вмешивается в деятельность профсоюза.

Как установлено п. 4.4 ст. 22 Устава Росхимпрофсоюза в компетенцию профсоюзного собрания (конференции) входит избрание председателя первичной профсоюзной организации.Управление Министерства Юстиции РФ по Новгородской области в своем отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Заявителе, не связанных с внесением изменений в учредительные документы от 20.01.2010 ( исх. № 241) и в своих возражениях указывает на то, что Конференция 14.11.2009г. была открыта и начала работу при наличии кворума, однако в дальнейшем Конференция в названном составе якобы прекратила свою работу, разделилась на два самостоятельных заседания и продолжила работу в разных помещениях.

Данный довод Управления не соответствует действительности и опровергается Протоколом отчетно-выборной конференции первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон»  от 14.11.2009г.Так, как видно из протокола отчетно-выборной конференции первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» на конференцию было избрано 273 делегата. Факт избрания на конференцию именно такого количества делегатов в соответствии с нормами представительства, определенными профкомом в соответствии с Уставом, и правомерность их избрания Управлением не оспаривается и поводом для отказа в регистрации не являлось.Согласно п. 3 ст. 22 Устава профсоюза, на который ссылается Управление, «профсоюзная конференция считается правомочной при личном участии в ней не менее двух третей избранных делегатов». То есть под кворумом понимается количество делегатов – участников конференции, необходимое и достаточное для признания ее правомочной и, соответственно, кворум конференции 14.11.2009г. составлял 182 делегата.

Регистрационной комиссией до начала Конференции 14.11.2009г. было зарегистрировано 252 делегата (при кворуме 182), следовательно, кворум имелся, и делегаты единогласно проголосовали за открытие конференции и тем самым признали ее правомочной.Вопреки утверждению Управления с момента открытия и до окончания рассмотрения всех вопросов повестки дня отчетно-выборная конференция, проведенная 14 ноября 2009 года, не прекращала свою работу. В результате попытки ряда лиц по срыву конференции, в ее работе был объявлен перерыв, после окончания, которого работа была продолжена ее организаторами (профкомом) по тому же адресу, в том же здании, но в соседнем помещении. Иная собственная оценка Управления событий, произошедших на конференции 14.11.2009г., как прекращение работы конференции является ошибочной, основанной только на их произвольном толковании и противоречит фактическим обстоятельствам и документам.Факт отсутствия части делегатов в работе конференции после окончания перерыва никак не влияет на ее правомочность, поскольку наличие кворума для признания конференции правомочной определяется лишь один раз при ее открытии, по  результатам регистрации делегатов осуществляемой регистрационной (мандатной) комиссией и фактически уже был установлен.

При этом в Уставе Росхимпрофсоюза не содержится никаких положений или требований о том, чтобы в ходе работы конференции какой-либо из органов Конференции перед обсуждением каждого вопроса повестки дня либо перед голосованием по этим вопросам осуществлял действия по перерегистрации (повторной регистрации) делегатов. Отсутствие таких норм и таких процедур в Уставе свидетельствует о том, что регистрация делегатов осуществляется однократно при открытии конференции.Таким образом, требование п. 3 ст. 22 Устава Росхимпрофсоюза о правомочности конференции 14.11.2009г. было выполнено, поскольку оно распространяется на необходимость наличия кворума в 2/3 избранных делегатов только при открытии конференции. Соответственно, правила, установленные п. 3 ст. 22 Устава Росхимпрофсоюза применяются только при открытии конференции для признания ее правомочной и для получения возможности продолжения ее работы, а далее в ходе работы конференции не используются.В последующем, в ходе дальнейшей работы Конференции применяются правила о кворуме необходимом для принятия Конференцией решений, которые установлены п.5 ст. 17 и п. 5 ст. 22 Устава Росхимпрофсоюза.

В соответствии с указанными положениями Устава решения конференции по вопросу о выборах председателя первичной профсоюзной организации принимаются «большинством голосов лично присутствующих делегатов». Под «большинством голосов», в соответствии с Уставом, понимается ½ от зарегистрированных делегатов плюс 1 голос, и, соответственно, кворум для принятия решения на конференции 14.11.2009г. составлял 127 делегатов.Из Протокола отчетно-выборной конференции видно, что при принятии решения по вопросу № 7 повестки дня «о выборах председателя первичной профсоюзной организации и заместителей председателя первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» за избрание председателем первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон»  Мельникова С.Г. голосовали 134 делегата, из них 132 человека – «за», 1 человек – «против», 1 человек – «воздержался», то есть решение было принято большинством голосов. При этом особо следует подчеркнуть, что даже в случае, если бы отсутствовавшие делегаты присутствовали на конференции и голосовали бы «против» данного решения по вопросу повестки дня о выборах председателя первичной профсоюзной организации, то это никак не повлияло бы на результаты голосования по данному вопросу – оно было бы принято большинством голосов (всего 252 делегата, минус 132 делегатов «за» - меньшинство 120 делегатов).

При таких обстоятельствах довод Управления о том, что «кворум необходимый в соответствии с п. 3 ст. 22 Устава Профсоюза для принятия решений Конференции, а именно 182 делегата, отсутствовал», не соответствует требованиям Устава Профсоюза и фактическим обстоятельствам, поскольку кворум в количестве 182 делегатов был необходим именно для открытия конференции и он фактически имелся, а для принятия конференцией решений по вопросу выборов председателя организации было достаточно 127 голосов делегатов.Постановлениями Президиума Центрального Комитета Российского Профессионального союза работников химических отраслей промышленности от 18 ноября 2009г. (Протокол № 21) и от 11 декабря 2009г. (протокол № 21) отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» от 14.11.2009г. признана состоявшейся, а Мельников С.Г. признан легитимно избранным председателем первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон».

При этом согласно п. 2.31 ст. 44 Устава Росхимпрофсоюза Центральный Комитет Росхипрофсоюза «дает разъяснения по применению статей и норм настоящего Устава и уставных документов».Как видно из Постановления Центрального комитета Росхимпрофсоюза от 29.01.2010г. «О разъяснении норм Устава, касающихся правомочности профсоюзных конференций и принятых на них решений» ЦК Росхимпрофсоюза постановил считать профсоюзную конференцию правомочной в случае личного участия в ней не менее двух третей избранных делегатов (п. 3 ст. 22 и п. 5 ст. 17 Устава Профсоюза), а так же считать необходимым количеством голосов для принятия решений профсоюзной конференцией (наличие кворума) по вопросам повестки дня – более половины голосов зарегистрированных и лично присутствующих делегатов, чьи полномочия как делегатов были подтверждены в установленном порядке (п. 5 ст. 17 Устава Профсоюза).

Таким образом, отчетно-выборная конференция, проведенная 14 ноября 2009г., была правомочной, кворум имелся, решения принятые на ней являются законными и подлежали государственной регистрации Управлением в части внесения в сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности.

Иное произвольное толкование Управлением норм Устава Профсоюза, изложенное в пунктах 2 и 3 Возражений, анализ протокола конференции 14.11.2009г., осуществление подсчета количества присутствующих делегатов, выводы об отсутствии кворума при принятии Конференцией решения по вопросу выборов председателя Организации, выходят за пределы компетенции Управления.Более того, как указано в пункте 2 настоящего заявления подсчеты и выводы Управления о количестве делегатов присутствовавших на Конференции, принимавших участие в голосовании и кворума для принятия Конференцией решений являются ошибочными и не соответствуют требования Устава Росхимпрофсоюза.

Данное обстоятельство подтверждено вышестоящим по отношению к первичной профсоюзной организации органом Росхимпрофсоюза – Центральным комитетом Росхимпрофсоюза и его Президиумом, которые, как указано выше, своими постановлениями признали легитимность проведенной 14.11.2009г. конференции Организации и выборов ее председателя. Данные решения этих органов Профсоюза недействительными в установленном порядке не признаны и соответственно являются действующими.Как указано выше, согласно статье 2 Конвенции от 09 июня 1948 года № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а так же право вступать в такие организации на единственном условии подчинения Уставу последних.

В соответствии со статьей 3 вышеуказанной Конвенции организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои Уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти должны воздержаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Данная Конвенция, как указывалось выше, является составной частью правовой системы РФ и должна применяться непосредственно.Согласно статьям 2, 5, 7, 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10 –ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую профессиональную деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения (ст. 2). Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны (ст. 5). Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (ст. 7). Министерство Юстиции РФ и его территориальные органы в субъектах  РФ не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации (ст. 8).

Гарантии свободы деятельности профсоюзов закреплены в приведенных нормах международного права и вышеуказанных нормах Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», который является специальным законом, регулирующим деятельность профсоюзов, и выше приведенные нормы которого не противоречат нормам международного права.При этом особо следует отметить, решения Конференции от 14.11.2009 г., положения Устава Росхимпрофсоюза в установленном законом порядке не были обжалованы и недействительными не признаны.Между тем, Управление своими действиями по осуществлению контроля за правильностью и соблюдением уставного порядка при проведении Конференции, произвольном толковании Устава Профсоюза, своей оценке действий органов Конференции при её проведении, и на их основе по отказу в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, вопреки закону вмешалось в деятельность профсоюза и фактически признало Конференцию от 14.11.2009 г. незаконной, а принятые на ней решения недействительными, чем неправомерно вышло за пределы своей компетенции.Ссылки Управления на ответ Прокуратуры города Великий Новгород как подтверждение факта незаконности проведенной 14.11.2009 г. Конференции ППО ОАО «Акрон» и использование его как основание для отказа в государственной регистрации в сведения о её руководителе являются несостоятельными и не основаны на законе.Управление Министерства юстиции по Новгородской области является органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим государственную регистрацию общественных объединений.Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Согласно п. 30.7 указанного Положения Министерство юстиции принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
Приказом Минюста РФ от 21 мая 2009 г. №147 «Об утверждении Положения об  Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" утверждено положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.Согласно п. 1 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации Управление Министерства юстиции  Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России.В соответствии с пп. 4 п.3 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации основной задачей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации является осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций.

Исходя из положений указанных нормативных актов Управление является органом государственной исполнительной власти, который обладает собственной компетенцией (полномочиями), исполнение которых никак не связано с решениями других государственных органов, в том числе и прокуратуры, и не находится в зависимости от них.Прокуратура РФ и ее органы, в соответствии с Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1 (с изменениями и дополнениями) обладает собственной компетенцией, однако у нее отсутствует право давать Управлению Минюста РФ какие-либо обязательные указания при реализации им государственных функций по осуществлению государственной регистрации.В отношении профсоюзов, в случае, если деятельность профсоюзов противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена или запрещена соответствующим судом РФ по заявлению прокурора (п. 2 ст. 10 Закона о профсоюзах), но по данному делу прокуратурой такого требования не заявлялось.Соответственно, мнение прокуратуры, высказанное в своем ответе на обращение Управления, не может являться основанием для отказа Управлением в государственной регистрации сведений о руководителе ППО ОАО «Акрон». Более того, указание Управлением в своем отказе о государственной регистрации о необходимости проведения повторной конференции, хотя и со ссылкой на мнение Прокуратуры, является грубым нарушением ст. 5 Закона о профсоюзах и вмешательством в деятельность профсоюза. Доводы Управления в возражениях о том, что при государственной регистрации профсоюзов федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» применяются непосредственно и имеют приоритет над федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», не соответствует действительности и действующему законодательству. Как установлено ст. 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов  общественных объединений- профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим законом.Согласно п. 2 ст. 1 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях» данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям лишь постольку, поскольку иное не установлено данным законом и иными федеральными законами. При этом особенности правового положения  общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.Таким образом, оба указанных закона применяются по отношению к профсоюзам лишь в части, не урегулированной Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10 – ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», является специальным законом, регулирующим деятельность профсоюзов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» «предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее – профсоюзы). Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их прав и гарантий деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами».Как установлено ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» «правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке».

Таким образом, при создании и государственной регистрации профсоюзов, а также при государственной регистрации изменений вносимых в сведения о профсоюзе в первую очередь подлежат применению нормы Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности.»Перечень документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза и их форма, прямо указаны в Федеральном законе от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».Согласно ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» «для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичной профсоюзной организации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее – федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа предоставляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечень участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций)».

Так факт, что ППО ОАО «Акрон» должна была представить для государственной регистрации документы именно по перечню, предусмотренному ст. 8 указанного закона, подтверждается и содержанием п. 6 Приложения № 2 к Административному регламенту исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций «перечни документов, представляемых на государственную регистрацию» согласно которому «для государственной регистрации профессионального союза, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичной профсоюзной организации предоставляются:Заявление;Подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;Заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников – соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);Документ об уплате госпошлины».

Помимо этого, в связи с тем, что первичная профсоюзная организация ОАО «Акрон» является структурным подразделением Росхимпрофсоюза и действует не на основания собственного Положения, а на основании Устава Росхимпрофсоюза, дополнительно было представлено соответствующее уведомление вышестоящей профсоюзной организации – Новгородской территориальной профсоюзной организации.Все эти необходимые документы в надлежащей форме были представлены ППО ОАО «Акрон» согласно этому перечню в Управление Министерства юстиции.

Данный факт, подтверждается как распиской в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации по форме № РН0003 от 26.11.2009 г. (вх. №436), распиской в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации (за исключением изменений, вносимых в учредительные документы) по форме № РН0004 от 25 декабря 2009 года (вх. №478),  заявлением ППО ОАО «Акрон» о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме № РН0004 и приложением к нему по форме № РН004 «Сведение о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации», так и самим письменным уведомлением Управления об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, не связанных с внесением изменений в учредительные документы от 20.01.2010 г. (исх. №241).В данном документе (отказе) не содержится никаких замечаний Управления или его претензий по поводу не представления каких либо документов или по факту ненадлежащей формы представленных документов. Несмотря на то, что порядок создания профсоюзов и их государственной регистрации закреплен в Федеральном законе от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» в Распоряжении от 20 января 2009 года № 12 об отказе в государственной регистрации, Управление указало на нарушение ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», в которой содержится перечень документов необходимых для регистрации общественного объединения, а не профсоюзной организации, что является неправомерным. В Распоряжении Управления от 20.01.2010 г. № 12 и в письменном отказе Управления, направленном Заявителям, содержатся различные противоречащие друг другу основания для отказа, что свидетельствует о незаконности и Распоряжения, и письменного отказа.

Так, в Распоряжении от 20.01.2010 г. № 12 за подписью начальника Управления Храброва В.А. указаны следующие основания для отказа Заявителям в государственной регистрации:Нарушение п. 2 ст. 15 Конституции РФ.Нарушение п. 6 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».Нарушение п. 2 ст. 23 и ст.21 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Нарушение положений Устава Общественной организации Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности. По нашему мнению, изложенные в Распоряжении основания для отказа в действительности отсутствуют, а само Распоряжение Управления Министерства юстиции от 20.01.2009 №12 является незаконным.При этом ссылки на нормы законодательства, которые приведены Управлением Министерства юстиции в Распоряжении, являются необоснованными и не соответствуют действительности по следующим основаниям:

В частности, в соответствии с п. 2 ст.15 Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации». Данная правовая норма является общей и сама по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации по частному случаю. Никакие конкретные факты нарушений Заявителем законодательства Управлением в Распоряжении указаны не были.В соответствии с п. 6 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченными на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации. Однако, ссылка Управления, указанная в Распоряжении от 20.01.2009г. №12, на якобы допущенное нарушение п. 6 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является несостоятельной, поскольку отчетно-выборная конференция ППО ОАО «Акрон», проведенная 14 ноября 2009 года, как указано выше была уполномочена принимать решение о внесение изменений в сведения, не связанных с внесением изменении в учредительные документы и фактически в соответствии с установленным Уставом порядком такое решений приняла.Указание Управлением Министерства юстиции в Распоряжении от 20.01.2009 г. № 12 в качестве основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о ППО ОАО «Акрон» п. 2 ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях», также является незаконным и необоснованным.Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, (1) представлены не полностью, (2) либо оформлены в ненадлежащем порядке, (3) либо представлены в ненадлежащий орган.Между тем, как указано выше ППО ОАО «Акрон» полностью представила все необходимые для государственной регистрации и надлежаще оформленные документы. При этом ППО ОАО «Акрон» представила документы необходимые для государственной регистрации в надлежащий орган – Управление Министерства юстиции по Новгородской области.Одним из оснований отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, указанных в Распоряжении Управления Министерства юстиции от 20 января 2009 года №12  является указание на нарушение положений Устава Росхимпрофсоюза.Однако Управление в Распоряжении от 20.01.2009 не указало, какие конкретные статьи и пункты Устава Росхимпрофсоюза были нарушены Заявителями.Центральным комитетом Росхимпрофсоюза и Президиумом ЦК Росхимпрофсоюза - вышестоящими по отношению к ППО ОАО «Акрон» органом - отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» от 14.11.2009 г. признана состоявшейся, а Мельников С.Г. признан легитимно избранным председателем первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон». ЦК Росхимпрофсоюза в рамках своих полномочий дал соответствующие разъяснения о применении норм Устава Росхимпрофсоюза.

При этом согласно ст. 20 Устава Росхимпрофсоюза в обязанности первичной профсоюзной организации входит выполнение решений вышестоящих выборных коллегиальных органов. То есть постановления Центрального комитета Росхимпрофсоюза и Президиума ЦК Росхимпрофсоюза являются обязательными для ППО ОАО «Акрон».

В отличие от Распоряжения в письменном отказе Управления от 20.01.2010 г. в качестве оснований для отказа в регистрации имеются ссылки только на п. 5 ст. 23 ФЗ от 19.05.1995 № 82- ФЗ «Об общественных объединениях», а также оспаривается правомерность решений конференции со ссылками на ст. 22 Устава Росхимпрофсоюза. При этом в отказе указано, что заявителем якобы поданы документы в Управление для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и изменений, вносимых в сведения о ППО ОАО «Акрон», не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Между тем, заявителем фактически было подано заявление о внесении изменений только в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы.

Ссылки в отказе на п. 5 ст.23 закона «Об общественных объединениях» также являются несостоятельными, поскольку согласно этой норме в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация. Между тем, в соответствии со ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и учредительный договор, который при создании профсоюза не заключается. Однако, никаких данных о том, что в учредительных документах ППО «Акрон», каковым является только Устав Росхимпрофсоюза, содержится какая-либо недостоверная информация, не имеется. Согласно п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По нашему мнению, Управление Министерства юстиции по Новгородской области не доказало законность своего отказа ППО ОАО «Акрон» в государственной регистрации сведений о руководителе – Мельникове С.Г.

На основании изложенного, просим:

Признать Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области от 20 января 2009 года № 12 об отказе  в государственной регистрации изменений вносимых в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации незаконным.

Признать отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Обязать Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения о Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.